1.1. Настоящее Положение об антикоррупционной политике ООО «Челэнергоприбор» (далее – Положение) разработано во исполнение Указа Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"», в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) и Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции Минтруда России от 8 ноября 2013 г.
1.2. В настоящем Положении определяются основные принципы противодействия коррупции и меры предупреждения коррупционных правонарушений в ООО «Челэнергоприбор» (далее – Общество), а также устанавливается структура организации антикоррупционной деятельности в Обществе.
1.3. Целью принятия настоящего Положения является исполнение обязанности Общества по утверждению и применению мер предупреждения, выявления и противодействия коррупции (вовлечения Общества в коррупцию) в интересах гражданского общества.
Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Организация — ООО «Челэнергоприбор».
Контрагент - любое российское или иностранное, юридическое или физическое лицо, с которым Общество вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.
Взятка - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Коммерческий подкуп - незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) сотрудника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью сотрудника (представителя организации) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, сотрудником (представителем организации) которой он является.
Личная заинтересованность сотрудника (представителя организации) - заинтересованность сотрудника (представителя организации), связанная с возможностью получения сотрудником (представителем организации) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Злоупотребление полномочиями - использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
Противодействие коррупции в Обществе основывается на следующих ключевых принципах:
3.1. Принцип соответствия политики действующему законодательству и общепринятым нормам.
3.2. Принцип личного примера руководства.
3.3. Принцип вовлеченности работников.
3.4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
3.5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур.
3.6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.
3.7. Принцип открытости бизнеса.
3.8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
Предупреждение коррупции в Обществе осуществляется путем:
4.1. проведения в Обществе единой антикоррупционной политики в области противодействия коррупции, направленной на формирование нетерпимости к коррупционному поведению;
4.2. обучения и информирования работников Общества;
4.3. ведения достоверного и полного учета фактов хозяйственной деятельности;
4.4. предъявления соответствующих требований к должностным лицам Общества и кандидатам на руководящие должности Общества;
4.5. проверки на предмет соблюдения в Обществе антикоррупционного законодательства Российской Федерации.
5.1. проведение единой политики Общества в области противодействия коррупции;
5.2. взаимодействие Общества по вопросам противодействия коррупции с государственными органами, организациями, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
5.3. обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции.
5.4. принятие мер, направленных на привлечение работников Общества к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в Обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
5.5. совершенствование порядка использования имущества и ресурсов Общества.
6.1. Директор Общества отвечает за организацию всех мероприятий, направленных на реализацию принципов и требований настоящего Положения, включая назначение лиц, ответственных за разработку антикоррупционных процедур, их внедрение и контроль.
6.2. Ответственное лицо за реализацию антикоррупционной политики осуществляет:
6.2.1. организацию проведения оценки коррупционных рисков;
6.2.2. организацию обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;
6.2.3. проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовку соответствующих отчетных материалов руководству Общества.
6.3. Для рассмотрения сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами Общества или иными лицами; предотвращения и урегулирования конфликта интересов в Обществе создается Комиссия по противодействию коррупции, в состав которой входят директор Общества, руководители отделов Общества и директора по различным направлениям.
7.1. Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя) Общества влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя) Общества и правами и законными интересами Общества, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации Общества, работником (представителем) которой он является.
7.2. Должностным лицом, ответственным за прием сведений о возникающих (имеющихся) конфликтах интересов, является ответственное лицо за реализацию антикоррупционной политики в Обществе. Рассмотрение сведений о возникающих (имеющихся) конфликтах интересов для принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в Обществе осуществляется Комиссией по противодействию коррупции Общества.
7.3. Устанавливаются следующие виды раскрытия конфликта интересов:
7.3.1. раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу;
7.3.2. раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность;
7.3.3. разовое раскрытие сведений по мере возникновения ситуаций конфликта интересов.
7.4. Раскрытие сведений о конфликте интересов осуществляется в письменном виде. Может быть допустимым первоначальное раскрытие конфликта интересов в устной форме с последующей фиксацией в письменном виде. Общество берет на себя обязательство конфиденциального рассмотрения представленных сведений и урегулирования конфликта интересов.
7.5. При разрешении имеющегося конфликта интересов следует выбрать наиболее мягкую меру урегулирования из возможных с учетом существующих обстоятельств. Более жесткие меры следует использовать только в случае, когда это вызвано реальной необходимостью или в случае, если более мягкие меры оказались недостаточно эффективными.
7.6. Положением устанавливаются следующие обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов:
7.6.1. при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами Общества – без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;
7.6.2. избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;
7.6.3. раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов;
7.6.4. содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.
8.1. Основным кругом лиц, попадающих под действие настоящего Положения, являются работники Общества, находящиеся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Положение может распространяться и на других физических и (или) юридических лиц, с которыми Общество вступает в иные договорные отношения.
8.2. В Обществе устанавливаются следующие обязанности работников по предупреждению и противодействию коррупции:
8.2.1. воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Общества;
8.2.2. воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Общества;
8.2.3 незамедлительно информировать непосредственного руководителя, ответственное лицо за реализацию антикоррупционной политики, руководство Общества о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
8.2.4. незамедлительно информировать непосредственного руководителя, ответственное лицо за реализацию антикоррупционной политики, руководство Общества о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами Общества или иными лицами;
8.2.5. сообщить непосредственному руководителю, ответственному лицу за реализацию антикоррупционной политики о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.
Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем действительной приверженности Общества декларируемым антикоррупционным стандартам поведения. Данное сотрудничество осуществляется в различных формах.
Общество принимает на себя публичное обязательство сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых Обществу (сотрудникам Общества) стало известно. Общество принимает на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения.
Руководство Общества и ее сотрудники обязаны оказывать поддержку в выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, предпринимать необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях.
10.1. Общие положения.
10.1.1. Кодекс этики и служебного поведения сотрудников Общества (далее - Кодекс) основывается на фундаментальных общечеловеческих и профессионально-нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга.
10.2. Основные принципы и правила служебного поведения сотрудников Общества.
Сотрудники Общества, осознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
10.3. Рекомендательные этические правила служебного поведения сотрудников Общества.
10.3.1. В служебном поведении сотруднику Общества необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
10.3.2. В служебном поведении сотруднику Общества рекомендуется воздерживается от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера.
10.3.3. Сотрудники Общества призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений.
10.3.4. Внешний вид сотрудника Общества при исполнении ими должностных обязанностей способствует уважительному отношению граждан к Обществу.
11.1. Все работники Общества, независимо от занимаемой должности, несут персональную ответственность за соблюдение принципов и требований настоящего Положения, а также за действия (бездействие) подчиненных им лиц, нарушающие эти принципы и требования.
11.2. В соответствии со статьей 13 Закона № 273-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12.1. Если по результатам мониторинга возникают сомнения в эффективности реализуемых антикоррупционных мероприятий, в настоящее Положение вносятся изменения и дополнения.
12.2. Пересмотр принятой антикоррупционной политики может проводиться при внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и законодательство Российской Федерации о противодействии коррупции.